Тезис "Русский - значит православный" по своему содержанию
является ложным и противоречащим логике. Русский может быть и не православный,
а православным может быть и не только русский. Но если посмотреть на этот тезис
с православной каноники, то такое распределение национальности по религиозному
признаку и, наоборот, распределение религии по национальному признаку было
осуждено еще в 1872 году на Константинопольском соборе как ересь филетизма (или
этнофилетизма). Филетизм (греч.
φυλετισμός — «расизм, трайбализм») или этнофилетизм (от др.-греч. ἔθνος —
«народ» + φυλή — «род, колено», племя»)
— это нездоровая тенденция в поместных православных Церквах подменять
(или заменять) христианскую веру на национально-политические идеи. Это понятие
появилось в православной греческой среде применительно к движению за церковную
независимость Болгарии на основе её национальной обособленности.
Определение Константинопольского собора 1872 года: «Мы
отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные
распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и
священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и
которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию.
Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые
доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми
Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками».
Патриарх Павел (Стойчевич) Сербский в обращении к архиереям,
священству и верующему народу в республике Македония для преодоления раскола,
20.VI.2002: «Мы, братья, как Церковь, не выступаем с позиций национальной
исключительности и не имеем никаких ни национальных ни территориальных
претензий в отношении вас. Мы уважаем национальное самоопределение и
самосознание македонского народа и всякого народа в республике Македонии.
Этнофилетизм, то есть подчинение Церкви национально-политическим идеологиям и
программам, давно справедливо осуждён как ересь. Этнофилетизм именно и
рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь, таким образом,
основанием для разделений и расколов»
Комментариев нет:
Отправить комментарий